Как обучать ребенка с аутизмом социальным навыкам фонд выход в белгороде решение проблем аутизма

Содержание

Как обучать ребенка с аутизмом социальным навыкам?

«Я не прошу, чтобы моя дочь стала звездой вечеринки или светской львицей. Мне просто, хочется, чтобы она была счастлива, и у неё были свои друзья. Она замечательный ребенок, и, я надеюсь, однажды и остальные это тоже заметят».

Недостаточное развитие социальных навыков при расстройствах аутистического спектра

Отсутствие интереса к общению или непонимание, что делать

Пятиступенчатая модель

1. Оценить социальное взаимодействие.

2. Провести различие между недостатком овладения навыками и недостатком их применения.

3. Выбрать стратегии вмешательства.

4. Провести вмешательство.

5. Оценивать и следить за прогрессом.

Оценка социального взаимодействия

Как обучать ребенка с аутизмом социальным навыкам фонд выход в белгороде решение проблем аутизма

Первым шагом в любой программе обучения социальным навыкам должно быть проведение полной оценки текущего уровня социального взаимодействия ребенка. Цель этой оценки состоит в том, чтобы ответить на простой и, вместе с тем, сложный вопрос: Что мешает ребенку заводить и поддерживать социальные отношения? Для многих детей ответ приобретает форму нехватки определенных социальных навыков. Для других причиной становятся жестокие и игнорирующие его сверстники. А для третьих это и то, и другое.

Разграничение между недостаточным овладением навыками и недостаточной практикой в их применении

Вслед за полным исследованием уровня социального взаимодействия ребенка и после определения навыков, которым мы будем его учить, необходимо понять, является ли причиной недоразвития социальных навыков недостатком их овладения или недостатком их применения (Elliott & Gresham, 1991). Проще говоря, успех вашей программы обучения социальным навыкам зависит от вашей способности разграничить эти две вещи.

Недостаток овладения навыком подразумевает отсутствие определенного навыка или поведения. Например, ребенок с аутизмом может не знать, как успешно присоединяться к занятиям своих сверстников, и поэтому он или она часто не могут в них участвовать. Если мы хотим, чтобы ребенок присоединялся к сверстникам, мы должны научить его это делать.

Так что если дети с аутизмом не демонстрируют какие-то социальные навыки, то, скорее всего, это не потому, что они не хотят или отказываются быть среди других людей, а потому что этих навыков у них просто нет. Если мы хотим, чтобы маленькие дети были успешны в общении, тогда мы должны обучить их, как именно нужно общаться. Поэтому важно сосредоточиться на развитии навыка.

Преимущество использования модели недостатка овладения навыком/недостатка использования навыка заключается в том, что это помогает нам выбрать стратегии вмешательства. Большинство коррекционных методов лучше подходит или к одному, или к другому. Выбранный метод вмешательства должен соответствовать имеющемуся недостатку. Вы ведь не захотите использовать программу вмешательства, разработанную для недостатка использования навыка, если основная трудность ребенка состоит в овладении навыком.

Как только детальная оценка социальных навыков завершена, и команда может отнести социальные трудности либо к недостаткам овладения навыками, либо к недостаткам их использования, можно начинать обучение. Существует множество методов, которые можно применять для детей с аутизмом. Самое главное, чтобы стратегии, которые применяются по отношению к ребенку, соответствовали его личным нуждам, и чтобы применяемому методу было дано логическое объяснение.

Выбор коррекционных стратегий

Менять окружающую среду или поведение ребенка

С другой стороны, можно менять не окружение, а работать над поведением самого ребенка. К этому относится обучение, которое позволяет ребенку быть более успешным в общении. Успешная программа развития социальных навыков должна включать как изменения в окружении ребенка, так и работу над его поведением. Если вы сосредоточитесь только на чем-то одном, то ваши усилия могут потерпеть неудачу.

Как обучать ребенка с аутизмом социальным навыкам фонд выход в белгороде решение проблем аутизма

Похожим образом, обучение ребенка навыку (изменение поведения) без изменений в окружении для того, чтобы оно было более дружественным для ребенка с аутизмом, также приводит ребенка к неудаче. Это происходит в тот момент, когда ребенок с аутизмом с энтузиазмом пробует новоприобретенный навык в группе сверстников, которые его не принимают. Важно и обучать навыкам, и менять окружение. Это обеспечит уверенность, что новый навык будет встречен сверстниками с пониманием.

Методы обучения социальным навыкам

Следующая часть статьи вкратце описывает разные стратегии вмешательства, которые были разработаны для обучения социальным навыкам маленьких детей с аутизмом, включая коррекцию с привлечением сверстников, упражнения, связанные с мыслями и чувствами, социальные истории, ролевые игры и видеомоделирование.

Коррекция с привлечением сверстников

Использование сверстников в качестве помощников — один из хороших примеров эффективной коррекции для маленьких детей с аутизмом. Коррекция с привлечением сверстников часто используется для установления позитивного социального взаимодействия среди сверстников-дошкольников (Strain & Odom, 1986; Odom, McConnell, & McEvoy 1992). Обучение с привлечением сверстников позволяет нам структурировать физическое и социальное окружение так, чтобы получить успешные моменты социального взаимодействия.

Привлечение таких помощников позволяет учителям и другим взрослым действовать в качестве скорее посредников, чем активных собеседников и партнеров по играм. Поэтому, вместо того, чтобы становиться третьим лишним в общении между двумя детьми, учитель помогает сверстникам начать разговор или ответить нужным образом ребенку с аутизмом и уходит в сторону. Привлечение сверстников к общению также помогает обобщить новые навыки и попрактиковаться в них в естественной среде.

Занятия о мыслях и чувствах

Самое простое занятие о мыслях и чувствах включает в себя показ ребенку картинок с различными выражениями эмоций. Картинки могут варьироваться от самых основных, такие как счастливый, грустный, злой или испуганный до более сложных эмоций, таких как смущенный, стыдливый, нервный или недоверчивый. Начните с просьбы ребенку показать на эмоцию («покажи, где счастливый»), затем попросите определить ребенка, что чувствует персонаж («что он чувствует?»).

Социальные истории

Метод социальных историй часто используется в обучении социальным навыкам детей с ограниченными возможностями. Социальные истории — это ненавязчивый способ объяснить детям социальные понятия и правила в форме короткой истории. Эту стратегию можно использовать для обучения целому ряду социальных и поведенческих концепций, таких как переход через улицу, участие в игре и поездка загород.

Кэрол Грей (1995; 2000) выделяет те компоненты, которые необходимы для успешной социальной истории: история должна быть написана в ответ на конкретные нужды ребенка, ребенок должен хотеть читать эту историю сам (в зависимости от уровня его возможностей), история должна соответствовать способностям и уровню понимания ребенка, история должна содержать менее указательные «могу» или «мог бы» вместо «буду» и «должен».

Как обучать ребенка с аутизмом социальным навыкам фонд выход в белгороде решение проблем аутизма

Этот последний компонент особенно важен для детей, которые склонны к тому, чтобы отказываться выполнять указания взрослых (то есть, ребенок, который не решает, что делать, пока ты ему не скажешь сделать что-нибудь… и он сделает ровно наоборот!). Социальную историю можно иллюстрировать изображениями или проигрывать на компьютере, чтобы использовать визуальное мышление ребенка или его интерес к компьютеру.

Ролевые игры/Поведенческие репетиции

Я использую ролевые игры, чтобы обучать детей многим коммуникативным навыкам, особенно тем, которые включают завязывание разговора, ответ и завершение беседы. В одном из сценариев ребенок должен начать разговор с ровесником, который чем-то занят. Следовательно, он должен будет попросить разрешения присоединиться или вовлечь собеседника в свою собственную игру. Последнее обычно оказывается самым сложным для детей с аутизмом.

В течение первых обучающих занятий, для ребенка типично «застревать» в разговорах и взаимодействиях в течение нескольких минут, когда он не знает, что сказать и как продолжить. На ранней стадии ребенку нужно дать достаточно времени, чтобы осознать и ответить на сценарий ролевой игры. По ходу занятий скорость и уверенность будут возрастать.

Видеомоделирование и видео-самомоделирование

Видео-самомоделирование обычно делится на две категории: создание позитивного образа себя и формирование поведения на видео(Dowrick, 1999).

Проведение вмешательства

Оценка и изменение метода вмешательства

Пример использования описанного метода

Источник: http://outfundbel.ru/pro-autizm/kak-obuchat-rebenka-s-autizmom-socialnym-navykam

Обучение аутичных детей базовым навыкам и их важность

Как обучать ребенка с аутизмом социальным навыкам фонд выход в белгороде решение проблем аутизма

Автор: Скотт Беллини / Scott Bellini

Перевод: Тамара Соломатина

«Я не прошу, чтобы моя дочь стала звездой вечеринки или светской львицей. Мне просто, хочется, чтобы она была счастлива, и у неё были свои друзья. Она замечательный ребенок, и, я надеюсь, однажды и остальные это тоже заметят».

Недостаточное развитие социальных навыков при расстройствах аутистического спектра

Отсутствие интереса к общению или непонимание, что делать

Пятиступенчатая модель

1. Оценить социальное взаимодействие.

2. Провести различие между недостатком овладения навыками и недостатком их применения.

3. Выбрать стратегии вмешательства.

4. Провести вмешательство.

Как обучать ребенка с аутизмом социальным навыкам фонд выход в белгороде решение проблем аутизма

5. Оценивать и следить за прогрессом.

Оценка социального взаимодействия

Первым шагом в любой программе обучения социальным навыкам должно быть проведение полной оценки текущего уровня социального взаимодействия ребенка. Цель этой оценки состоит в том, чтобы ответить на простой и, вместе с тем, сложный вопрос: Что мешает ребенку заводить и поддерживать социальные отношения? Для многих детей ответ приобретает форму нехватки определенных социальных навыков. Для других причиной становятся жестокие и игнорирующие его сверстники. А для третьих это и то, и другое.

Разграничение между недостаточным овладением навыками и недостаточной практикой в их применении

Вслед за полным исследованием уровня социального взаимодействия ребенка и после определения навыков, которым мы будем его учить, необходимо понять, является ли причиной недоразвития социальных навыков недостатком их овладения или недостатком их применения (Elliott & Gresham, 1991). Проще говоря, успех вашей программы обучения социальным навыкам зависит от вашей способности разграничить эти две вещи.

Недостаток овладения навыком подразумевает отсутствие определенного навыка или поведения. Например, ребенок с аутизмом может не знать, как успешно присоединяться к занятиям своих сверстников, и поэтому он или она часто не могут в них участвовать. Если мы хотим, чтобы ребенок присоединялся к сверстникам, мы должны научить его это делать.

Так что если дети с аутизмом не демонстрируют какие-то социальные навыки, то, скорее всего, это не потому, что они не хотят или отказываются быть среди других людей, а потому что этих навыков у них просто нет. Если мы хотим, чтобы маленькие дети были успешны в общении, тогда мы должны обучить их, как именно нужно общаться. Поэтому важно сосредоточиться на развитии навыка.

Преимущество использования модели недостатка овладения навыком/недостатка использования навыка заключается в том, что это помогает нам выбрать стратегии вмешательства. Большинство коррекционных методов лучше подходит или к одному, или к другому. Выбранный метод вмешательства должен соответствовать имеющемуся недостатку. Вы ведь не захотите использовать программу вмешательства, разработанную для недостатка использования навыка, если основная трудность ребенка состоит в овладении навыком.

Как только детальная оценка социальных навыков завершена, и команда может отнести социальные трудности либо к недостаткам овладения навыками, либо к недостаткам их использования, можно начинать обучение. Существует множество методов, которые можно применять для детей с аутизмом. Самое главное, чтобы стратегии, которые применяются по отношению к ребенку, соответствовали его личным нуждам, и чтобы применяемому методу было дано логическое объяснение.

Выбор коррекционных стратегий

Менять окружающую среду или поведение ребенка

Как обучать ребенка с аутизмом социальным навыкам фонд выход в белгороде решение проблем аутизма

С другой стороны, можно менять не окружение, а работать над поведением самого ребенка. К этому относится обучение, которое позволяет ребенку быть более успешным в общении. Успешная программа развития социальных навыков должна включать как изменения в окружении ребенка, так и работу над его поведением. Если вы сосредоточитесь только на чем-то одном, то ваши усилия могут потерпеть неудачу.

Похожим образом, обучение ребенка навыку (изменение поведения) без изменений в окружении для того, чтобы оно было более дружественным для ребенка с аутизмом, также приводит ребенка к неудаче. Это происходит в тот момент, когда ребенок с аутизмом с энтузиазмом пробует новоприобретенный навык в группе сверстников, которые его не принимают. Важно и обучать навыкам, и менять окружение. Это обеспечит уверенность, что новый навык будет встречен сверстниками с пониманием.

Методы обучения социальным навыкам

Следующая часть статьи вкратце описывает разные стратегии вмешательства, которые были разработаны для обучения социальным навыкам маленьких детей с аутизмом, включая коррекцию с привлечением сверстников, упражнения, связанные с мыслями и чувствами, социальные истории, ролевые игры и видеомоделирование.

Коррекция с привлечением сверстников

Использование сверстников в качестве помощников — один из хороших примеров эффективной коррекции для маленьких детей с аутизмом. Коррекция с привлечением сверстников часто используется для установления позитивного социального взаимодействия среди сверстников-дошкольников (Strain & Odom, 1986; Odom, McConnell, & McEvoy 1992). Обучение с привлечением сверстников позволяет нам структурировать физическое и социальное окружение так, чтобы получить успешные моменты социального взаимодействия.

Привлечение таких помощников позволяет учителям и другим взрослым действовать в качестве скорее посредников, чем активных собеседников и партнеров по играм. Поэтому, вместо того, чтобы становиться третьим лишним в общении между двумя детьми, учитель помогает сверстникам начать разговор или ответить нужным образом ребенку с аутизмом и уходит в сторону. Привлечение сверстников к общению также помогает обобщить новые навыки и попрактиковаться в них в естественной среде.

Занятия о мыслях и чувствах

Самое простое занятие о мыслях и чувствах включает в себя показ ребенку картинок с различными выражениями эмоций. Картинки могут варьироваться от самых основных, такие как счастливый, грустный, злой или испуганный до более сложных эмоций, таких как смущенный, стыдливый, нервный или недоверчивый. Начните с просьбы ребенку показать на эмоцию («покажи, где счастливый»), затем попросите определить ребенка, что чувствует персонаж («что он чувствует?»).

Социальные истории

Как обучать ребенка с аутизмом социальным навыкам фонд выход в белгороде решение проблем аутизма

Метод социальных историй часто используется в обучении социальным навыкам детей с ограниченными возможностями. Социальные истории — это ненавязчивый способ объяснить детям социальные понятия и правила в форме короткой истории. Эту стратегию можно использовать для обучения целому ряду социальных и поведенческих концепций, таких как переход через улицу, участие в игре и поездка загород.

Кэрол Грей (1995; 2000) выделяет те компоненты, которые необходимы для успешной социальной истории: история должна быть написана в ответ на конкретные нужды ребенка, ребенок должен хотеть читать эту историю сам (в зависимости от уровня его возможностей), история должна соответствовать способностям и уровню понимания ребенка, история должна содержать менее указательные «могу» или «мог бы» вместо «буду» и «должен».

Этот последний компонент особенно важен для детей, которые склонны к тому, чтобы отказываться выполнять указания взрослых (то есть, ребенок, который не решает, что делать, пока ты ему не скажешь сделать что-нибудь… и он сделает ровно наоборот!). Социальную историю можно иллюстрировать изображениями или проигрывать на компьютере, чтобы использовать визуальное мышление ребенка или его интерес к компьютеру.

Ролевые игры/Поведенческие репетиции

Я использую ролевые игры, чтобы обучать детей многим коммуникативным навыкам, особенно тем, которые включают завязывание разговора, ответ и завершение беседы. В одном из сценариев ребенок должен начать разговор с ровесником, который чем-то занят. Следовательно, он должен будет попросить разрешения присоединиться или вовлечь собеседника в свою собственную игру. Последнее обычно оказывается самым сложным для детей с аутизмом.

В течение первых обучающих занятий, для ребенка типично «застревать» в разговорах и взаимодействиях в течение нескольких минут, когда он не знает, что сказать и как продолжить. На ранней стадии ребенку нужно дать достаточно времени, чтобы осознать и ответить на сценарий ролевой игры. По ходу занятий скорость и уверенность будут возрастать.

Видеомоделирование и видео-самомоделирование

Видео-самомоделирование обычно делится на две категории: создание позитивного образа себя и формирование поведения на видео(Dowrick, 1999).

Проведение вмешательства

Оценка и изменение метода вмешательства

Пример использования описанного метода

Источник: http://semjadom.ru/terapiya/kak-obuchat-rebenka-s-autizmom-sotsialnym-navykam-opisanie-pyatistupenchatoj-modeli-obucheniya-detej-s-autizmom-sotsialnym-navykam.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.